Страница педагога-психолога для родителей

 

«Первый раз в пятый класс: психологическая адаптация пятиклассников»

Практические рекомендации
по взаимоотношению с детьми

 

 

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на, те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  3. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  4. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  5. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  6. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню
  7. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  9. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  10.  Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
  11. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

 

         Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

         Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно, им хочется быть:

  • активными, умными и независимыми,
  • нужными и успешными,
  • хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

 

          Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

 

         Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:

  •    хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения,
  •   общаться с одноклассниками и педагогами,
  •   соблюдать школьные правила,
  •   ориентироваться в новых ситуациях.

 

          Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

          Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

          Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости—главного личностного новообразования младшего подростка

 

 Возрастные психологические особенности пятиклассников.

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей, родителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями  с одноклассниками и учителем.

Возможные проблемы  пятиклассников:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем школьных работ в классе и дома;
  • рассогласованность, даже    противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному  темпу, особенностям речи учителей;
  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста. 

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

 

Буллинг (рекомендации родителям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Сегодня я хочу коснуться тяжёлой темы травли в детских коллективах. Это было всегда и есть сейчас.

             Буллинг – травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, вербальной агрессии, унижении.

Почему возникает травля?

Обращусь к словам Людмилы Петрановской: «Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность.
            Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам.

        Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы.

       В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти».

Как происходит травля? Всегда есть несколько участников.

       Агрессор – зачинщик травли. Жертва – тот, кого травят. И есть те, кто казалось бы, не включен в процесс – наблюдатели. Но они очень важны. Наблюдатели со стороны агрессора усиливают его. Помогают чувствовать себя значимым и продолжать травлю. Бывает, что рядом с жертвой тоже есть наблюдатели. Они чаще всего находятся в страхе и не проявляются. Как ни странно, взрослые часто занимают нейтральную позицию, либо поддерживают агрессора. Иногда сразу бывает не ясно кто агрессор, особенно, если их несколько, но жертву видно всегда.

      Когда я сталкиваюсь с такими ситуациями в консультировании, у меня много злости и гнева. На взрослых, которые своим равнодушием допускают это. Не помогают остановить травлю, а начинают оправдываться и искать виновных.

     Очень просто внушить вину ребёнку, который находится в стрессовой ситуации и подвергается постоянным насмешкам. Он и так думает, что с ним что то не то, раз оказался изгоем в своём классе, к примеру.

        И будет дальше искать что бы в себе исправить, чтобы обидчики успокоились и отстали. Лучше учиться или хуже? Одеваться в модную яркую одежду или наоборот, стать серой мышкой? Начать ходить в спортивную секцию или бросить своё любимое занятие? Похудеть или поправиться?

            На самом деле изменения не имеют смысла. Агрессору не важны эти факторы. Он всегда найдёт, за что зацепиться. Жертвой буллинга может стать любой ребенок!

           Часто ребёнок, подвергающийся травле, думает, что ситуация безвыходная. Он терпит насмешки и порчу вещей изо дня в день. Ему приходится всегда быть в напряжении: смешки, обзывательства, отбирание еды в столовой и разбрасывание личных вещей из портфеля, физическое воздействие. Это далеко не все, что случается с жертвами буллинга.

       Задача взрослых в этой ситуации показать ребёнку, что выход есть, издевательства возможно прекратить. Но надо понимать, что чаще всего ребенку не справиться с этим в одиночку. Ему нужна помощь семьи и учителей или тех взрослых, которые отвечают за детей в коллективе.

        Я вижу насколько легче ребёнку, если у него есть опора в виде родителей, семьи, которая его защищает и поддерживает. В этом случае, он не чувствует себя таким одиноким и беспомощным, даже несмотря на тяжёлую обстановку в коллективе.

Как понять, что ребёнок подвергается травле?

        Обратите внимание на изменение в его поведении: ребенок может начать чаще болеть, чтобы не посещать школу, а в каникулы чувствует себя хорошо. У него нет друзей в классе, никто не хочет сидеть с ним за партой, он не зовет никого к себе на день рождения или зовет, но к нему никто не приходит.   Происходит снижение успеваемости. Могут быть испорчены личные вещи. Ребенок может часто плакать, чаще быть грустным. Он боится ходить один в школу, требует или крадет деньги у родителей, становится скрытным, не разговорчивым. Возможно появление синяков на теле.

        Если вы обнаружили какие то из этих признаков у своего ребенка, не обязательно он является жертвой травли. Но стоит поговорить и прояснить ситуацию.
Кто может стать агрессором?

         Часто это дети, по отношению к которым дома проявляется эмоциональное или физическое насилие. Бывает, что ребенка не бьют, но в семье ценится сила, ранговая система. Это могут быть бывшие жертвы, которые долго терпели издевательства, а теперь отыгрываются в другом коллективе. Это бывают подростки, уверенные в себе, склонные к доминированию и соперничеству. Травля это всегда про власть. Так же это могут быть дети с личностными особенностями и заболеваниями.

Что делать, если вы узнали, что в детском коллективе идёт травля?

      Сообщите об этом учителю. Ваша цель донести до взрослых, работающих с этими детьми о нездоровой ситуации в коллективе. Назвать вещи своими именами. Подключить специалистов.

Психолог, приходящий в класс, пораженный болезнью травли, работает со всеми участниками процесса: с жертвой, агрессорами, наблюдателями, родителями, учителями.

             Ситуацию точно можно изменить!

Главное, чтобы взрослые подняли тревогу и пришли на помощь. Процесс травли сказывается на всех – наблюдатели так же испытывают нешуточные стрессы. Они видят несправедливость, смотря на жертву. Боятся сами попасть в ситуацию травли. Присоединяются из страха к агрессору. Испытывая стыд за свою слабость и бессилие.

       Конечно, тяжелее всего приходится жертве. Учиться в классе, опасаясь каждую минуту быть осмеянным, ожидая нападок, находясь в постоянном напряжении. О какой успеваемости может идти речь?

Задача взрослых не искать причины травли в целом, а помочь детям и коллективу ее преодолеть.

Травля – это не проблема отдельных детей, это проблема всего коллектива.

 

АВТОР - Ольга Подкорытова

Источник –сайт www.b17.ru