МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БОУ ОО « МЕЗЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Идея качества образования является сегодня ведущей в концепции российского образования в целом. Концепцией модернизации российского образования, федеральными государственными стандартами определена главная задача образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Сегодня для повышения качества образования выстраивается модель внутренней системы оценки качества образования, одним из компонентов которой является комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся.
В связи с этим актуальной для БОУ ОО « МЕЗЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ» становится цель создания модели системы получения объективной информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать своевременные управленческие решения.
Модель составлена на основе научных подходов к качеству образования и включает в себя три неотъемлимых компонента:
уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: образовательные (личностные, метапредметные и предметные) результаты; социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания.
соответствие ожиданиям/требованиям потребителей (социальный заказ);
соблюдение нормативных требований к условиям обучения и освоению образовательного стандарта.
В нашем понимании:
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
- оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;
- внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. (организационные структуры схемы);
- система оценки качества подготовки обучающихся – комплексное всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая объект и предмет, оценочные процедуры, оценочные средства, корреляцию полученных результатов внешней и внутренней оценки с целью своевременных управленческих решений, направленных на оптимальные достижения выпускниками на каждом уровне образования результатов ФГОС.
Общие подходы к формированию системы оценки качества подготовки обучающихся:
В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.
1. Системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
2.Уровневый подход.
Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне начального общего образования обеспечивается следующими составляющими:
- необходимый уровень (базовый);
- повышенный уровень (программный).
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:
- базовый уровень;
- уровень выше базового;
- уровень ниже базового.
3. Комплексный подход.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:
оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.).
1. Анкета для образовательной организации 2020 год.